Доверие россиян к НПФ повышается
Общее количество жалоб, полученных от потребителей на деятельность негосударственных пенсионных фондов в надзорные органы, в 2023 году сократилось на 22% по сравнению с предыдущим годом (с 1,6 тыс. до 1,3 тыс. обращений), пишет Российская газета. Издание приводит аналитику экспертов НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», основанную на отчетности Банка России.
Всего в 2023 году ЦБ получил 325,3 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Это на 7,7% меньше, чем в 2022 году, в том числе, за счет сокращения жалоб, связанных с санкционными тематиками. Количество жалоб на кредитные организации в 2023 году снизилось по сравнению с прошлым годом на 5,7%, до 163,7 тысяч. Почти четверть (23,7%) из них связана с вопросами потребительского кредитования. На организации страхового рынка (преимущественно услуг по ОСАГО) и участников корпоративных отношений, поступило 57,3 тысячи жалоб, а на микрофинансовые организации – 45,1 тысяч. От общего числа жалоб на НПФ пришлось всего лишь 0,2%, при том, что клиентская база негосударственных пенсионных фондов сегодня достигает 40 млн клиентов.
- незаконные переводы (23% от общего числа жалоб в ЦБ на НПФ),
- отказ в назначении единовременной выплаты по накопительной пенсии (11%),
- несогласие с размером накопительной пенсии (6%).
При этом, с годами существенно снижается число жалоб граждан на незаконные переводы пенсионных накоплений из СФР (ранее ПФР) в НПФ или между самими фондами: в 2021 году таких обращений в ЦБ было 1166, в 2022 году — 601, в 2023 году — 306 обращений. Более чем на четверть (28%) сократилось число жалоб, связанных с порядком назначения выплат в рамках обязательного пенсионного страхования: часто застрахованное лицо желает получить единовременную сумму, но согласно регламентируемым законом порядком (если сумма накоплений гражданина превышает определенную норму), то фонды должны начислить застрахованному лицу срочные выплаты, которые подразумевают выплату пенсий в течение определённого периода — нескольких месяцев или лет.