Как не стать жертвой телефонных мошенников из «правоохранительных органов»
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Прокурор. В последнее время телефонные мошенники сменили «скрипт»: если раньше они говорили с вами от лица «банка», то теперь делают опережающий шаг и представляются сотрудниками прокуратуры или Банка России. Будьте внимательны: если вам действительно позвонят «из органов», то говорить с вами по телефону о ваших банковских делах — да и о любых других — не будут, просто пригласят на встречу. Более того, при этом они должны прислать вам повестку по месту жительства с указанием адреса и даты встречи. В статье разберем новый вид телефонного мошенничества и как ему противодействовать.
Статистика обмана
По результатам недавнего опроса ВЦИОМ, за последние полгода более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников. Среди самых часто используемых мошенниками «легенд» — предложения банковских услуг (38%), банковские карты (27%), кредитование (8%), предложения перечислить денег (5%), а также информация о выигрыше призов и медицинские услуги (по 3%).
В результате действий телефонных мошенников 9% россиян понесли денежный ущерб. При этом треть респондентов полагает, что в будущем могут лишиться средств в результате действий телефонных мошенников.
Мошенники меняют «скрипты»
«Скрипт» — это сценарий разговора, построенного по определенным правилам. Год назад мы писалио том, что самая распространенная схема — это когда аферист представляется сотрудником банка и под предлогом «подозрительных операций по вашей карте» пытается узнать ее реквизиты и вывести денежные средства. Но сейчас схема стала иной.
Теперь самым распространенным «прикрытием» телефонного мошенника стал сотрудник правоохранительных органов. Еще в январе этого года Банк России предупредил, что телефонные мошенники стали использовать новую схему. Представляясь сотрудниками МВД или других правоохранительных органов, они сообщают клиентам банков, что в их отношении возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Таким образом злоумышленники пытаются получить у клиентов кредитных организаций персональные данные, данные платежных карт, сведения о совершенных по карте операциях и так далее. Эта информация используется мошенниками для хищения денег со счетов граждан.
Мы поговорили с одним из подвергшихся подобной телефонной атаке. Он рассказал, что ему позвонила дама и представилась сотрудником прокуратуры. Потом «строго, с металлом в голосе», сказала: «нам поступила информация из Банка России, что с вашего единого лицевого счета была совершена попытка хищения». Оказывается, есть (на самом деле нет) некий счет в Банке России, и регулятор видит все операции по нему. При подозрительных транзакциях ЦБ звонит в прокуратуру, а те — «пострадавшим», с которыми и проводят «проверку».
Разумеется, это ерунда. Никакого единого личного счета в Банк России не существует. А разговоры эти ведутся для того, чтобы вытянуть из вас данные о вашем счете в настоящем банке.
«Какое-либо снятие показаний с граждан, пусть даже потерпевших, никогда не производится по телефону, — пояснил нам один бывший сотрудник прокуратуры. — Максимум, зачем вам могут позвонить из правоохранительных органов — это пригласить на личную беседу, не более того. Поэтому все остальные разговоры автоматически надо относить к мошенническим и сразу класть трубку».
Мошенники изменили «скрипты», потому что истории со звонками из «банка» уже не работают. Люди научены горьким опытом — своим или соседа, а правоохранительные органы вкупе с банками и операторами связи провели ряд операций, в результате которых были «прикрыты» несколько поддельных колл-центров, в том числе и в тюрьмах и колониях.
Как не попасться на уловки телефонных мошенников
К сожалению, даже прокуратура признает: «благодаря доверчивости граждан в большинстве случаев мошенники достигают своих преступных целей. При этом найти таких мошенников практически невозможно».
Чтобы предотвратить такие случаи, надо быть бдительным с самого начала. Попробуйте обратиться к своему оператору связи: у него, скорее всего, есть такая услуга, как блокировка нежелательных номеров.
Однако, как пишет«Российская газета», «очень часто на экране высвечивается подлинный телефонный номер Следственного комитета». Как пояснили газете в Следственном комитете, это может быть, например, «телефон доверия» комитета, и звонить с него нельзя. То есть этот номер явно используется еще кем-то в мошеннических целях.
Не попасться на уловки киберпреступников можно только одним способом — максимально быстро завершить разговор.
Пенсионеры чаще всего «ведутся» на обман
На «удочку» преступников чаще всего попадаются пенсионеры. Они привыкли верить таким звонкам, а звонящие — искусные манипуляторы, которые могут убедить отдать деньги даже взрослого мужчину в расцвете лет, а не только бабушек и дедушек. Пенсионеры охотно идут на контакт и легко расстаются с секретными данными типа
Например, совсем недавно широкий резонанс получила история, в которой телефонные мошенники похитили у пенсионера Василия Пронина 400 тыс. рублей. Ветерану 29 мая домой позвонил мнимый «полицейский», который, как передают РИА Новости, убедил его снять деньги с банковского счета и передать еще одному участнику аферы. Преступников, правда, в этом случае быстро нашли: пенсионер сидел рядом с президентом Владимиром Путиным на Параде Победы, так что у них не было шансов. В МВД не исключают, что, помимо
Но не всем так везет, поэтому будем защищаться своими силами. Чем можно помочь своим близким? Кроме проведения разъяснительной беседы и включения блокировки нежелательных звонков можно установить лимит на перевод и снятие наличных или же пойти на такие крайние меры, как стирание
Но самое важное — заранее поговорить со своими близкими (а не только скидывать им ссылки на «полезные» статьи, могут не прочесть и не вникнуть). Все подробно разъяснить. Потому что когда им позвонят настоящие мошенники, может быть поздно. Это мастера коммуникаций, которые используют психологические приемы для подобного «развода» граждан. Пусть ваши близкие в случае звонков из «банков» или от «прокурора»
Что делать, если вас обманули
Идти в полицию и писать заявление. Не исключено, что вы не первый, кто пострадал именно от этих преступников, и ваше обращение послужит мощным толчком для поимки мошенников. Вообще заявление хорошо написать в любом случае, даже если деньги у вас не похитили. Звонил мошенник? Пытался развести на деньги и не получилось? Это неоконченное преступление и уже на эти действия можно жаловаться сотрудникам правоохранительных органов.
Как банки, операторы связи и полиция предотвращают мошеннические действия
Во-первых, все эти организации постоянно рассказывают о новых видах мошенничества и предупреждают граждан о возможных неприятных ситуациях. И это срабатывает. Например, заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов рассказалв интервью РИА Новости о том, что россияне стали реже попадаться на уловки телефонных мошенников: «Если раньше они могли быстро поговорить по телефону, тут же убедить перевести деньги, то сейчас вырос уровень киберграмотности людей и применяемых технических средств защиты. Безусловно, мошенникам становится все труднее и труднее добиваться своих целей». При этом он уточнил, что со счетов россиян телефонные мошенники крадут от 3,5 до 5 млрд рублей в месяц.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) начала бороться с «тюремными» колл-центрами после того, как выяснилось, что много подобных звонков поступает именно оттуда. Сотрудники ФСИН стали «глушить» сотовую связь на «зонах», и число поступающих оттуда звонков сократилось. Однако это не помогает борьбе с колл-центрами «на воле», в том числе за границей.
Банк России внедрилсистему информационного обмена «ФИД-АнтиФрод». К ней подключены все работающие в России банки. К концу 2020 года в этой системе было накоплено более 43 тыс. уникальных признаков операций, совершенных без согласия клиентов. Знание этих признаков помогает банкам пресекать активность злоумышленников.
Свои антифрод-платформы разработали четыре крупнейших российских оператора связи. Они используются в работе банков. Операторы информируют банки о подозрительных звонках на номера их клиентов или о звонках с номеров из черного списка. В подозрительных случаях — например, если после звонков со скомпроментированных номеров клиент банка снимает наличные в больших объемах, банк может заблокировать такую операцию.
Кроме того, Минцифры осенью прошлого года предложиловнедрить закон, который будет обязывать операторов связи устанавливать системы противодействия телефонному мошенничеству. Закон, правда, еще не принят.