Г. Морозова: «У «молчунов» должна быть возможность «бесшовно» переводить накопления в ПДС»
Председатель совета директоров НПФ «БУДУЩЕЕ» Галина Морозова на «Деловом завтраке» в рамках XX Международного банковского форума высказала мнение, что при реализации программы долгосрочных сбережений (ПДС) россиянам, чьи пенсионные накопления находятся в СФР, необходимо дать возможность «бесшовно» переводить средства в новый финансовый продукт.
Эксперт отметила, что с запуском программы активные клиенты НПФ смогут практически сразу же перевести накопительную пенсию в ПДС, в то время как у «молчунов» (клиентов, которые не интересовались своей накопительной пенсией по ОПС и не обращались в СФР за ее переводом или выплатой) такой возможности пока не будет. «Для того, чтобы направить свою накопительную пенсию в ПДС, таким клиентам потребуется сначала перевести накопления из СФР в НПФ. Это не совсем правильно. Думаю, нужно застрахованным лицам, чьи накопления находятся в СФР, дать право наравне с действующими клиентами НПФ переводить накопления сразу в программу долгосрочных сбережений, например, создав для этого государственного агента, равноправного участника рынка НПФ. Это может быть новый фонд на базе ВЭБ, которому разрешено будет открывать ПДС», — объяснила Галина Морозова.
Спикер высказала опасение, что при активной разъяснительной работе со стороны НПФ может случиться массовый переход застрахованных лиц из Социального фонда России. «В СФР также формируются „длинные инвестиции“, вложенные в финансовые инструменты, и быстрый их вывод может иметь негативные последствия для рынка», — сказала Г. Морозова. Мнение спикера другие участники «Делового завтрака» поддержали.
Спикер отметила, что сегодня соотношение застрахованных лиц в НПФ и СФР примерно 50% на 50%. А сумма накоплений в НПФ больше, чем в СФР: в целом, в негосударственном секторе сегодня около 36 млн россиян формируют накопления в негосударственных пенсионных фондах на сумму около 3 трлн рублей.
Галина Морозова подчеркнула еще один аспект в развитии программы долгосрочных сбережений, который может поспособствовать популяризации продукта. Речь идет об устранении арбитража между «краткосрочными» продуктами (например, ИИС третьего типа) и долгосрочным ПДС. «У каждого из этих продуктов своя цель. И для того, чтобы привлечь в экономику „длинные деньги“ нужно отдельно стимулировать граждан вкладываться в долгосрочные вложения», — объяснила эксперт.