Как урегулировать спор с НПФ: куда и с какими вопросами обращаться?

урегулировать спор с НПФ Фото: Freepik

Клиенты негосударственных пенсионных фондов стали реже жаловаться регулятору. Банк России подсчитал, что за 9 месяцев число жалоб на участников рынка коллективных инвестиций уменьшилось на треть по сравнению с тем же периодом 2022 года. Чаще всего клиенты не согласны с тем, что когда-то их пенсионные накопления были переведены в другой фонд, отказом в назначении накопительной пенсии или единовременной выплаты, а также их размерами. Решили разобраться, кому и в каких ситуациях жаловаться, чтобы оперативно решить проблему и сберечь нервы. 

Когда можно не волноваться за свои накопления

Если вы переживаете, что ваши пенсионные накопления когда-то могли перевести в другой фонд без вашего ведома, то не тратьте попусту нервы — средства наверняка в целости и сохранности. А какой из 37 НПФ, работающих на пенсионном рынке, или Соцфонд ими сейчас управляет, можно узнать в личном кабинете на портале «Госуслуги». Для этого нужно заказать выписку из своего лицевого счета в Соцфонде и узнать наименование НПФ. После этого изучите его историю, рейтинги, объемы активов и доходность на горизонте 5-7 лет, зайдите в личный кабинет и вполне возможно вас устроит фонд, который сейчас управляет вашей накопительной пенсией.

Беспокоиться о том, что накопления могут еще раз сменить фонд без вашего ведома, вообще не имеет смысла. Период незаконных переводов завершился еще в 2019 году, когда в пенсионное законодательство были внесены коррективы и деятельность пенсионных агентов при заключении договоров в ОПС была запрещена. Поэтому истории о незаконных переводах, которые до сих пор могут всплывать в интернет-пространстве, не более чем отголоски минувших событий.

Когда проблему поможет решить фонд

Есть вы обнаружили, например, ошибки в своих персональных данных или не согласны с каким-то решением вашего фонда, то именно он и должен стать первой инстанций, в которую следует обратиться (Соцфонд России или НПФ, в зависимости от того, кто управляет вашими пенсионными накоплениями).

В фонд можно обращаться, если беспокоящая вас проблема возникла в процессе оказания услуги. Например: 

  • нарушены сроки ее предоставления; 

  • вам отказали в исправлении допущенных ошибок или опечаток; 

  • отказали в предоставлении услуги; 

  • не приняли документы; 

  • потребовали дополнительную плату или предоставление иных документов.

Направить претензию или написать заявление в адрес фонда можно на его сайте через личный кабинет, по электронной почте или обратиться в клиентский офис компании. Ответ вам направят в течение 15 рабочих дней, если вы подали претензию в электронном виде, а с момента возникновения проблемы прошло не больше 180 дней.

нпф Фото: Freepik

Когда поможет финуполномоченный

Если ваши требования фонд посчитал незаконными, можно обратиться к финуполномоченному. С 1 января 2021 года в России работает досудебный порядок урегулирования споров потребителей с НПФ с помощью института финансового уполномоченного. В соответствии с ФЗ от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» финансовые организации обязаны исполнять его решения, как и решения суда.

Финуполномоченный может помочь вам решить имущественные претензии, например, если вы не согласны с размером назначенной пенсионной выплаты, в том числе правопреемникам; если считаете незаконным отказ в выплате или неверной дату ее начала.

Кроме того, с 11 декабря 2023 года финуполномоченный начнет рассматривать обращения потребителей с требованием вернуть пенсионные накопления предыдущему страховщику, поскольку заявление о переходе в НПФ или договор они не подписывали. То есть, дела о так называемых незаконных переводах, датированных 2016-2018 годами.

Подать обращение финуполномоченному можно в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте организации или в письменной форме.

Услуги финуполномоченного для клиентов финансовых организаций бесплатны. В зависимости от того, кто обратился к нему — сам клиент или его посредник и по какой тематике, обращения рассматриваются от 15 до 30 рабочих дней.

Финуполномоченный рассматривает обращение, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении права, прошло не более 3 лет. Если срок превышен, то финуполномоченный может восстановить его, но для этого у вас должны иметься уважительные причины пропуска указанного срока и документы, подтверждающие это.

Обратиться к финуполномоченному можно, если в течение этих 3-х лет вы направляли в компанию претензию и получили ответ, не удовлетворяющий ваши требования.

Кстати, у НПФ есть собственные службы финуполномоченных. Они помогут, если вашу проблему не смогли решить в клиентском офисе фонда, если вы не согласны с вынесенным решением о назначении пенсии, либо у вас возникло требование по урегулированию спорных ситуаций, связанных с финансовыми потерями. Обращения, которые не может рассмотреть служба финуполномоченного НПФ, автоматически перенаправляют в профильное подразделение для подготовки ответа по существу задаваемого вопроса.

Обратиться в службу финансового уполномоченного вашего НПФ можно на сайте фонда.

Когда нужно идти в суд

Раньше в компетенции суда было рассмотрение споров о незаконных переводах накопительной пенсии из фонда в фонд, но, как уже говорилось выше, с 11 декабря 2023 года этими вопросами будет заниматься финуполномоченный.

Сейчас в суде можно обжаловать несогласие с решением финуполномоченного. Подать иск вы можете в течение 30 календарных дней после того, как это решение вступит в силу. Кстати, обжаловать решение финуполномоченного может и финансовая организация, но ей на это дается всего 10 рабочих дней после вступления документа в силу.

Только суд поможет решить спор о выплате компенсации морального вреда или о возмещении убытков в виде упущенной выгоды — ни финорганизация, ни финансовый уполномоченный такие споры не рассматривают.