Корпоративные пенсионные программы в помощь: кейсы компаний, внедривших инструмент
Фото: Freepik
Автор – Екатерина Нечепуренко
Директор Дирекции крупного и среднего бизнеса АО «НПФ Эволюция»
В предыдущие несколько лет работодатели предпочитали решать вопросы кадровой политики преимущественно за счет увеличения зарплат сотрудников. Пик зарплатной гонки пришелся на середину 2023 года, но уже с началом осени темп роста его начал замедляться и, как предсказывают эксперты, этот процесс может продлиться и в 2024 году. Учитывая рекордно низкий уровень безработицы в стране, работодателям придется искать иные способы мотивации персонала на долгосрочное сотрудничество. Помочь в этом способны корпоративные пенсионные программы, хорошо известные и доказавшие свою эффективность. Представители российских компаний, в которых уже работают такие программы, поделились своим успешным опытом.
Гибкие условия
Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат — один из старейших российских предприятий в своей отрасли. Он был основан еще в 1939 году в самом центре Карелии. Сегодня Сегежский ЦБК обеспечивает работой около двух тысяч жителей Сегежи. Корпоративная пенсионная программа на предприятии работает давно, в начале 2023 года ее обновили. Как рассказывает директор по управлению персоналом Игорь Кичко, основной целью при подключении программы было удержание персонала «на местах», особенно, молодежи.
Фото: сайт Segezha group
«В наши дни персонал очень мобилен: если работника что-то не устраивает, он тут же уходит. Поэтому мы регулярно ищем способы по удержанию специалистов, — отмечает Игорь Кичко. — В рамках нашей программы каждый взнос работника на его индивидуальный пенсионный счет софинансируется работодателем в размере до 3% от зарплаты сотрудника. Таким образом обеспечивается постоянный рост его пенсионных накоплений».
При этом, размер минимального взноса работника для участия в программе зависит от возраста вступления в программу:
для сотрудников до 30 лет — 1,5% от зарплаты;
от 30 до 40 лет — 2%;
старше 40 лет — 3%.
«Когда запускали программу ограничивали срок, в течение которого сотрудник должен отработать в компании, прежде чем он получит корпоративную часть накоплений. Сейчас мы от этого отказываемся, и вообще никаких ограничений не планируем вводить. Считаем, что более лояльные условия помогут сделать программу привлекательной», — добавляет он.
Для популяризации программы на предприятии проводят регулярные встречи и вебинары, на которых о своем положительном опыте рассказывают сотрудники, которые уже смогли сформировать солидный капитал на будущее. Это определенно помогло достичь положительного эффекта, отмечает Игорь Кичко, и доля вовлеченных в программу постепенно растёт.
Адресный подход и к молодежи, и к возрастной аудитории
Еще один лидер целлюлозно-бумажной промышленности России и ведущая компания лесопромышленного комплекса страны — Группа «Илим». Компания подключила корпоративную пенсионную программу более двух десятилетий назад. КПП открывали сначала по инициативе региональных комбинатов, рассказывает директор по компенсациям, льготам и организационному развитию АО Группа «Илим» Светлана Пуховская, затем с годами заинтересованных в программе стало все больше, особенно из центральных офисов.
Фото: сайт ИЛИМ
«За годы существования КПП мы улучшили условия участия в программе. В частности, увеличили долю софинансирования до один к одному, ввели более гибкие условия вступления в программу и возможность управлять своими накоплениями. И сейчас думаем над созданием мотивационной программы для сотрудников предпенсионного возраста, чтобы у них был стимул передавать свои знания и компетенции молодым коллегам. Мне кажется, сейчас можно и нужно экспериментировать в части развития социальных программ, предлагая нестандартные решения», — отметила директор по компенсациям, льготам и организационному развитию АО Группа «Илим» Светлана Пуховская.
Очевидно, что решать кадровые вопросы, наращивая фонд оплаты труда, сейчас непросто. Если у предприятия действует корпоративная пенсионная программа, то можно экономить, не урезая расходы. Программа, например, позволяет до 30% сэкономить на страховых взносах, которые не нужно уплачивать с отчислений в КПП. Кроме того, взносы в рамках 12% от ФОТ освобождены от налога на прибыль. Поэтому работодатели, которые имели возможность по достоинству оценить плюсы КПП, не отказываются от своих программ, какими бы сложными ни были времена. Выгодно участие в КПП не только работодателям, но и работникам компаний.